International conference of developers
and users of free / open source software

Проблемы защиты интеллектуальной собственности в сфере программного обеспечения

Илья Нечай – Луганск, Украина – stalker@lds.net.ua

LVEE 2007

Сейчас активно идёт процесс интеграции с мировым сообществом, это неоспоримо. Однако для интеграции на равных первым делом необходимо разработать систему законодательства. Для нас особенно интересна та его часть, которая регулирует вопросы интеллектуальной собственности. И это вполне естественно, ведь необходимо не только создать какой-то программный продукт, но и грамотно защитить право на него. То, о чём я расскажу, в принципе подходит не только для Украины, но и для большинства стран СНГ, ибо основа законодательства была едина, да и процессы развития во многом сходны.

Правительство Украины делает все возможное для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО) и интеграции в Европейский союз (ЕС). С 2001 года совершенствуются правовые основы в сфере интеллектуальной собственности. В 2001-2002 годах принят Криминальный кодекс Украины и внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. В них включены нормы, направленные на усиление криминальной и административной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности. В 2002-2003 годах Верховной Радой Украины принят Гражданский кодекс, содержащий отдельную книгу “Право интеллектуальной собственности”, а также Хозяйственный и Таможенный кодексы Украины. После подписания в мае 2000 года Украино-американской совместной программы действий по борьбе с нелегальным производством оптических носителей информации это направление деятельности приобрело признаки государственной политики. Принятие в сжатые сроки соответствующих законов Украины, постановлений Кабинета Министров и других нормативно-правовых актов дало возможность сформировать правовое поле и ввести действенные механизмы реализации правовых норм по усилению ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности и недопущению производства и распространения контрафактной продукции. Также с целью обеспечения контроля за соблюдением норм законодательства.

Относительно программного обеспечения распоряжением Кабинета Министров Украины в мае 2002 года утверждена Концепция легализации программного обеспечения и борьбы с нелегальным его использованием. Концепцией предусмотрены: легализация программного обеспечения; организация борьбы с его незаконным использованием; развитие отечественной индустрии программного обеспечения. Ныне активно осуществляются мероприятия по реализации положений Концепции.

Определимся, что такое программное обеспечение.
Термин “программа” произошел от греческого “programme” и первоначально определялся как содержание или план какой-либо деятельности, работ. С появлением ЭВМ под “программой” в прикладной математике стали понимать описание алгоритма (иначе говоря, последовательности) решения определенной задачи. К ЭВМ относятся не только технические средства, охраняемые традиционно патентным правом, но и специфичный по своей природе объект, являющийся результатом творческой деятельности человека. Программа для ЭВМ является органическим элементом и направлена на обеспечение ее работы, без программы ЭВМ – мертвая груда деталей, “hardware”. При применении термина “программный продукт” подчеркивается статический признак, завершение какого-либо действия. Тогда как в термине “обеспечение” больше выражается функциональный признак определения, направленность на достижение какой-либо цели.

Подводя итог, можно определить объект интеллектуальной собственности как допускаемый правом объективированный результат интеллектуальной деятельности, имеющий конкретного автора и отражающий его индивидуальность, что не исключает, а напротив, предполагает реальную возможность воспроизведения его третьими лицами.

С тем, что такое программное обеспечение, мы определились. Теперь надо разобраться, а что же такое интеллектуальная собственность и почему её необходимо защищать?

Начнём с того, что само понятие “интеллектуальная собственность” не тождественно понятию собственности, оно исторически от него производно. На категории собственности покоится воспроизводство человеческой жизни, так как основные потребности общество удовлетворяет за счет собственности. Изначально особенность объектов интеллектуальной собственности, в отличие от других объектов гражданских правоотношений, заключается в свойстве нематериальности. Нематериальная природа результата интеллектуального труда не только ограничивает правомочие владения, но вместе с тем позволяет одновременно использовать его в разных местах и разными лицами, не создавая этому помех и ограничений.

Особые общественные отношения, складывающиеся по поводу объекта интеллектуальной собственности, являются отдельным объектом правового регулирования. Ранее подобные объекты исключались из числа охраняемых правом, но затем с развитием общественных потребностей появилась необходимость признания таких отношений правом, при этом преимущественной, органичной формой опосредования потребностей общества выступают дозволения, как наиболее эффективный и цивилизованный способ правового регулирования.
Для защиты своих прав на программу необходимо её защитить. Тут мы плавно переходим к вопросу лицензирования программного обеспечения.

Сам термин «Лицензия» в законодательстве используется в двух значениях:

(1) Лицензия – разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенного вида деятельности (из числа видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию);

(2) Лицензия – разрешение обладателя исключительных прав на объект интеллектуальной собственности (художественное произведение, программу для ЭВМ, изобретение, товарный знак) использовать этот объект определенным образом.

По договору о предоставлении исключительных прав на программу для ЭВМ или базу данных (лицензионному договору) правообладатель передает другому лицу – пользователю – право использовать данный объект оговоренным с соглашении образом. Объем предоставляемых правомочий может быть различным и определяется соглашением сторон. Единственное ограничение по объему передаваемых прав вполне традиционно: правообладатель не может передать больше прав, чем имеет сам. Последнее особенно актуально, если права на объект интеллектуальной собственности возникли у правообладателя не непосредственно (в силу создания программы или базы данных), а были получены им по договору или по иным основаниям. Программное обеспечение может распространяться на условии открытого кода (OpenWare), или же без такого условия.

Ещё на заре движения за открытое программное обеспечение, его основатель Ричард Столлман сформулировал понятие свободное программное обеспечение, в котором отразились принципы открытой разработки программ в научном сообществе, сложившемся в американских университетах в 1970-е годы. Столлман явно сформулировал эти принципы, они же — критерии свободного программного обеспечения. Эти критерии оговаривают те права, которые автор свободной программы передаёт любому пользователю.

Программу можно использовать с любой целью («нулевая свобода»).
Можно изучать, как программа работает и адаптировать её для своих целей («первая свобода»). Условием этого является доступность исходного текста программы.

Можно распространять копии программы — в помощь товарищу («вторая свобода»).
Программу можно улучшать и публиковать свою улучшенную версию, с тем чтобы принести пользу всему сообществу («третья свобода»). Условием этого является доступность исходного текста программы.

При распространении программного обеспечения на условиях открытого кода правообладатель, предоставляя пользователю право использования программного обеспечения, передает также исходные коды программы. При этом, как правило, пользователю предоставляется также право модифицировать исходные тексты, перерабатывая и совершенствуя их.

Дальнейшее использование полученных в результате такой переработки программных продуктов различается в зависимости от вида лицензии. В настоящее время практикой выработано два «семейства» типовых лицензий на передачу программного обеспечения с открытым кодом: GNU GPL и FreeBSD.

Основное их различие заключается в «наследуемости» свойства открытого кода: согласно условиям лицензии GNU GPL, все программные продукты, полученные в результате переработки или модернизации распространяемого на таких условиях программного кода, также могут распространяться далее только на условиях GNU GPL. Это, с одной стороны, способствует прогрессу в развитии программного обеспечения, с другой – нарушает имущественные интересы некоторых разработчиков, вложивших серьезные средства в модернизацию программного кода.
В течение последних лет мы наблюдаем очень быстрое развитие систем передачи данных и всемирной компьютерной сети интернет. С одной стороны Интернет значительно упрощает процесс создания программ, так как даёт практически неограниченные возможности по совместной разработке проектов. Авторы могут жить в разных частях света, говорить на разных языках и никогда не видеть друг друга, но тем не менее совместно разрабатывать программу. Но это явление имеет и обратную сторону. Интернет, как удобное и простое средство передачи информации содействует многочисленным нарушениям авторских прав. Самые распространённые среди них – это нарушения личных неимущественных прав автора, а именно: на авторство, на имя, на обнародование, на уважение репутации. Примеров такого рода огромное множество. Это и так называемые «варезные» сайты на которых размещаются программы со взломанной защитой, и сборники серийных номеров для различных программ, и различные файлообменные сети, например eMule. Но привлечь к ответственности личность, которая распространяет программное обеспечение с нарушением прав его авторов, практически невозможно. Тут очень важно установить меру ответственности провайдеров и владельцев такого рода сайтов. В США, например, владелец сайта признаётся нарушителем, если ему известно, что программа защищена авторским правом, а он использует её без дозволения автора. В теории это звучит хорошо, но необходимо сказать, что большинство авторов сайтов разрабатывают условия, в соответствии с которыми вся ответственность переводится на пользователей, а случаев привлечения к ответственности владельцев сайтов единицы.

Ни для кого не секрет, что у нас практически в любом ларьке можно купить пиратский диск с программами, лицензии на которые стоят тысячи долларов. Изготовление пиратских копий программ нарушает вещное право право автора, а именно исключительное право на использование произведения. Предотвращением подобных нарушений должен заниматься специально созданный орган. Таким образом, нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности можно отнести к двум типам: во-первых, связанные с использованием способов индивидуализации (как правило товарных знаков) и, во-вторых, пиратство.

По форме защиту можно разделить на две категории: юрисдикционная, то есть та, что обеспечивается с использованием госаппарата (уголовное и гражданское судопроизводство и производство по делам об административных нарушениях) и неюрисдикционная, то есть та, что охватывает собой действия граждан и организаций (в том числе через их представителей – патентных поверенных), осуществляемая ими самостоятельно, без обращения к госорганам.

Более действенными являются естественно юрисдикционные способы. А пока лишь скажем, что правильный выбор лицензии очень сильно поможет в защите программы. Я конечно склоняюсь к лицензии GPL, ведь ещё Бенжамин Франклин говорил о том, что если мы используем чужие изобретения, то должны предоставить свои для всеобщего блага.

список литературы

1. Григорьев И. «А ты установил лицензионное программное обеспечение!?» // Юридична газета, №20, 4 ноября 2004г., с. 20-22
2. Тезаурус научно-технических терминов/Под ред. Ю.И.Шемакина. – М.: Воениздат, 1972
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М: Русский язык, 1983
4. Ровный В.В. Проблемы объекта в гражданском праве: Учебное пособие. – Иркутск, 1998.
5. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1995.
6. Лицензии на программное обеспечение: понятие и виды // http://www.parkmedia.ru/lib.asp?ob_no=570